Поиск масонских знаков в родовом гнезде Николая Новикова российского просветителя и главного масона XIIX в.
Ступинский район МО, село Авдотьино.

Имя Николая Новикова (с ударением на последний слог), незаслуженно забыто, а между тем, трудами журналиста, издателя, критика и известного деятеля франк-масонства было напечатано книг больше, чем за всю истекшую до него российскую историю. Новиков предпринял (и успешно) беспрецедентную попытку собрать все древнерусские книжные памятники XIII-XVII вв, находящиеся в церковных, государственных и частных древлехранилищах в один многотомный труд, названный автором «Древняя российская вивлиофика».

Действовал он при поддержке императрицы Екатерины II, которая впоследствии заточила нашего героя на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость за масонство и связи с Брауншвейгской династией. Николай Новиков просидел без суда в одиночной камере номер 9, где до него практически всю свою недолгую жизнь сидел законный Российский император Иоанн Антонович, четыре с половиной года. В указе Екатерины звучали следующие обвинения: «…хотя Новиков и не открыл сокровенных своих замыслов, но непризнанные им преступления столь важны, что Мы повелели запереть его в Шлиссельбургскую крепость».

Очевидно, что одних злых помыслов на обвинительное заключение не достаточно, потому и суд высочайшим повелением был отменен. В первую очередь царицу пугало любое общение русских дворян и Новикова в частности по масонской линии с герцогом Брауншвейгским. Ведь и убитый по приказу той же Екатерины Иоанн Антонович происходил из Брауншвейгской ветви Романовых. Недаром Новиков был помещён в ту же камеру, где закончил свои трагические дни свергнутый Елизаветой, не видевший в сознательном возрасте свободы законный российский император.

Здоровье Николая Новикова конечно же было безвозвратно подорвано допросами с пристрастием, суровым Ладожским климатом и сырыми гранитными казематами «Орешка». Последние годы жизни по освобождению императором Павлом, Новиков уже не имел ни возможности, ни сил заниматься общественной или издательской деятельностью. Он удалился в своё имение Авдотьино, где возводил каменные дома для крестьян а, по свидетельству злопыхателей, устраивал подземные ходы, где предавался тайным масонским обрядам. Подземные ходы ищут до сих пор, а вот в «домах-связях», как называл их сам Новиков, по сей день живут люди.

Усадьбы, где родился и умер Николай Иванович, не сохранилось вовсе, как и его могилы. Один каменный флигель находится в плачевном состоянии. Прекрасная барочная церковь во имя Тихвинской иконы восстановлена полностью. Немного напрягают пластиковые окна в алтарной части, но в целом сюда стоит приехать даже ради неё.

Место очень живописное. На берегу реки Северки недалеко от усадьбы есть небольшой пляж, и источник, почитаемый местной общиной «святым» (во время сильных дождей источник подтапливается выходящей из берегов рекой). Есть деревянная купальня. Печалит состояние исчезающих безвозвратно строений, связанных с масштабнейшей личностью российской истории, не говоря уже о наличии хоть какого-то музея.

В городе Ступино недавно был установлен бюст просветителю. Отсюда и можно начать исследование родового гнезда Николая Новикова, тем более, что в городе достаточно много мест, где можно перекусить или плотно пообедать. При желании на ночь можно остановиться в сетевом отеле Ibis, отвечающем всем минимальным требованиям комфортного проживания.
Текст и фото Денис Вийра